• 13.05.2024 18:25

Ислам – самая молодая из авраамических религий на рубеже 21 века рискует потерять более половины своих адептов.

Миграционный процесс с востока на запад и значительная исламизация традиционно христианских европейских территорий на рубеже XX-XXI веков являет собой безусловную угрозу для самого ислама. Ислам – религия, исповедуемая в патриархальных государствах, как правило с мало развитой экономикой и далеких от передовых технологий, являла собой не только религиозно культурную составляющую этих государств, но и определенную гарантию их устойчивости в мировой этнокультурной компоненте как раз в силу этих обстоятельств. Почитание Корана и следование ему в этих странах было обусловлено не только религиозными, но и законодательными нормами, духовными скрепами монокультурного общества, не предполагающего в своем большинстве иных взаимоотношений, нежели основанных на религиозных принципах построения общественного порядка.

В следствие же наплыва огромного количества мигрантов из традиционно мусульманских стран в Западную Европу мы сталкиваемся с конфликтом двух культур, в котором приезжие волей-неволей вынуждены принимать условия того общества, в которое они вливаются. Масса запретов – харамных правил и действий становятся в новых условиях существования простой профанацией уже в силу того, что люди вынуждены существовать в ином, более продвинутом цивилизационном обществе с массой технологических условностей, не позволяющих мусульманам оставаться правоверными. В первую очередь это касается продуктов питания – полуфабрикатов и генномодифицированных продуктов, а также при использовании цифровых технологий для коммуникаций, где запретный плод так близок.

Условия и условности при которых человек вынужден выживать в миграции меняют его моральные устои и устремления, теперь на первое место выходит экономическая целесообразность и стремление выжить, добиться успеха в новом социуме, свободном от религиозных догматов и человек вынужден влиться в это общество. А это означает принять его правила игры, встроиться в общую среду обитания, принять ее нормы, правила и принципы. Уже первое поколение мигрантов являет собой пример религиозной неустойчивости и отступничества, во втором и последующих поколениях можно ожидать исключительно геометрического ускорения данного процесса. Следует так же учесть не до конца утрачиваемые связи с родиной, которые у многих переселенцев будут сохраняться как минимум до третьего колена и эта коммуникация так же негативно скажется на отношении к религии уже в самих странах-донорах, давших своих переселенцев для европеизации.

После нескольких лет условного ренессанса, исламу в Европе суждено пережить катарсис, после которого, возможно, уже не будет возможности говорить о нем как о целостной религии. И дело здесь не в христианской Европе (таковой она уже давно не является – там сейчас запушен процесс осознания нового деструктивного общественного сознания, которое рано или поздно потребует создания нового учения, куда и вольются те самые неофиты, пришедшие ее покорить).

Псевдогуманистические идеи, замешанные на эколого-апокалиптических мотивах, станут для многих будущих «европейцев» доминирующей основой самосознания. И здесь уже не будет места для традиционных религий и социокультурных традиций тем более во многом чуждых для коренных жителей. И при такой картине мира для традиционного ислама остается очень мало места. Практически его не останется за редким исключением, возможно, только тех стран, которые не будут втянуты в этот процесс исхода из Азии в Европу.

Вадим Ш.