• 25.04.2024 11:50

Дебаты на «Дожде»: почему проиграл Навальный?

Июл 27, 2017

20 июля на радиостанции «Дождь» состоялось занимательное шоу – дебаты Игоря Стрелкова с Алексеем Навальным. Два известных политика, они дискутировали 1 час 21 минуту по поводу трех заявленных тем – коррупции, Запада и Донбасса. Обряженный в белую рубашку, темный костюм и красный галстук Алексей Навальный стремился даже визуально выглядеть по-президентски. Но уже с самого начала дебатов в нем не было уверенности и спокойствия, а бегающие и одновременно пустые глаза, высокий темп речи и активная жестикуляция – не самые лучшие помощники в борьбе за голоса избирателей. Добавьте к этому абсолютную холодность, отсутствие юмора, живой реакции, пауз.

Этим сразу же воспользовался его оппонент. Чтобы усилить гротеск, Игорь Стрелков сразу начал говорить о нем как о кандидате в президенты. Тем самым он грамотно загнал Навального в положение завышенных ожиданий и стресса.

Уже в самом начале дебатов Игорь Стрелков продемонстрировал явное психологическое превосходство, спокойно глядя на заученные, выхолощенные фразы-«явлинскеры» и постановочные движения ладошками своего оппонента. Войдя в этот образ, Навальный наступил на привычные «грабли» российских демократов.

Как обычно, он стал нести привычную чушь про коррупцию, бизнес, выборы и суд. Видимо, не догадываясь, что на этих темах уже когда-то споткнулся и рухнул Гриша Явлинский. Вместо фирменного бубнения одутловатого «яблочника», зрители услышали то же самое, но в исполнении лощеного борца с коррупцией, который то многозначительно поднимал указательный палец вверх, то тыкал им в оппонента.

Потом слово перешло к Стрелкову, который наблюдал за ужимками и пустыми фразами Навального с невозмутимым видом изрядно повоевавшего человека. В какой-то момент мне показалось, что он даже был готов рассмеяться и успокоить Алексея какой-то краткой, народной фразой.

Уже при его первых словах у Навального сдали нервы. Не дослушав до конца фразу Стрелкова, Леша бросился было в атаку, но был остановлен легким жестом руки и согласился соблюдать регламент.

Что же сказал Игорь Стрелков? Правду, и по делу. Без каких-то туманных слов о коррупции, независимых судах, выборах, бизнесе, свободной прессе и прочей лабуде, которая интересна 2-3% населения. Стрелков сразу обозначил стратегические проблемы России: олигархическую модель и разделенное положение русского народа, которые порождают все остальные противоречия. В конце он задал оппоненту вопрос: как Навальный собирается бороться с коррупцией без демонтажа олигархической системы, которая сама же и продуцирует коррупцию?

Дай ребенку игрушку, он ее и сломает. Ответ Навального с его бесконечными «я», явно позабавил Стрелкова. Но он вынужден был вернуть оппонента на землю, повторно спросив: как вы собираетесь менять экономический базис? Ведь без смены экономических отношений в России ничего не изменится: одни коррупционеры будут сменять других.

Но Леша и тут не понял, что от него хотят. Остапа, то есть Алексея, несло: «Я разгоню олигархов и освобожу от них страну», – в конце заявил «кандидат в президенты». Милый, ты как собрался это делать? Одних выгонишь и посадишь, но других, еще более мерзких, притащишь с собой? – хочется мне уточнить уже от себя.

Ведущий задал тот же вопрос о коррупции Стрелкову, который предложил «избавить экономику России от статуса сырьевой трубы», что означало принципиальное иное стратегическое видение проблемы коррупции. Как говорится, почувствуйте разницу между двумя подходами.

Ведущий решил усилить позиции Навального, задав Стрелкову вопрос о финансировании его вооруженного участия на Донбассе. Тот ответил достойно и серьезно, не пожелав раскрывать деталей, что прибавило Навальному уверенности.

Во втором раунде (тема «Запад») первым начал выступать Игорь Стрелков. Он заявил, что Запад скупил и уничтожил экономику России, превратив нашу страну в сырьевой придаток. Так и есть, с этим не поспоришь. Стрелков: «Запад категорически против воссоединения русского народа» – и тут никаких сомнений нет. «Запад заинтересован в сохранении той компрадорской элиты, которая сейчас управляет Россией или заменой ее на что-то более устраивающее», – это уже намек на оппонента.

Следующий вопрос был задан Алексею Навальному. Он сразу начал говорить о якобы существующих махинациях Путина и о мировом рынке, где все, оказывается, жестко конкурируют со всеми. То есть, по его мнению, коллективный Запад не уничтожал экономику России, а, оказывается, он так с нами «конкурировал». И снова – о коррумпированных чиновниках, которые и есть корень всех российских бед.

Потом он затронул тему ВТО, которая вообще никому не интересна. Во всем этом потоке информации слово «русский» не прозвучало ни разу. Но были упомянуты некие «граждане Российской Федерации» – очередная пустая фраза Навального.

Право задавать вопрос перешло к Навальному. И он задал вопрос о прозападном окружении Путина, намекая на бессмысленность конфронтации с Западом. «Кто же они?» – риторически спросил он.

Стрелков положил его на лопатки двумя мощными ответами: «Они – оккупационная, колониальная администрация Запада в России» и «Вы очень много говорили о гражданах Российской Федерации, а я в первую очередь говорю о русском народе». В дальнейшем он назовет его великим.

Поняв, что теряет очки, Навальный резко вспомнил свою политическую юность и впервые произнес фразу «русский народ», даже признав его разделенным. Но Стрелков все-таки вывел его на «чистую воду». Не признающий большевистские границы между т.н. постсоветскими странами, он задал Навальному уточняющий вопрос о русских в бывших союзных республиках. Но тот опять вернулся к прежним штампам и начал вещать о границах Российской Федерации, которые не собирается менять. То есть, трагедия русских – это обычная мантра, которую Леша по привычке произнес в надежде, что и это, авось, поможет.

Дальше Навальный опять заговорил о «гражданах Российской Федерации», которые уже через «три года» будут жить лучше. Опасная ошибка для опытного пиарщика – использование негативных аналогий. На этом Стрелков его сразу же поймал, сравнив эти обещания с легендарными обещаниями Ельцина, чье правление с содроганием вспоминается в народе.

Навальный также подверг критике Ельцина, который не боролся с коррупцией и сделал людей своего окружения миллиардерами, – чем сбил атаку Стрелкова. Но сразу же попал в его новую ловушку, заявив о необходимости выполнения Россией Минских соглашений, что снимет с нас санкции. Лично я таких наивных людей среди политиков редко встречал, особенно среди кандидатов в президенты.

Леша, пойми простую вещь: санкции – это надолго. Они никак не связаны с Крымом и так называемыми «Минскими соглашениями». Санкции против нашей страны были в прежние времена, есть сейчас и будут в дальнейшем, пока есть суверенная историческая Россия и русские. И пока существует глобальная атлантическая финансовая олигархия, стремящаяся уничтожить не только Россию, но и национальные государства Запада.

Закосив под идиота, – что ему было сделать не трудно, – ведущий спросил Стрелкова, что же такое Запад, против которого тот борется? На этот «сложнейший» вопрос ведущий получил квалифицированный ответ, а также узнал, что Запад разрушал все страны, куда приходил после 1991 года.

Но Навальный предпочел не согласиться с этим очевидным выводом и опять затянул «волынку» о необходимости введения секторальных санкций против олигархов из окружения Путина. Это еще одна твоя ошибка, Леша. Даю тебе бесплатный совет: никогда, слышишь, никогда не апеллируй к иноземной политической воле и не прибегай к вооруженной силе инородцев. Я почти уверен, так бы сказал и Стрелков.

Третий, последний блок, касался темы Донбасса.

Ведущий спросил Навального, готов ли он сдать Донбасс? Войдя в раж и уподобившись героям американских фильмов, наш герой начал свой ответ с экономики и демографии. «Война – это дорогая вещь, она уничтожает экономику России, Россия не может позволить себе вести войну».

Я не знаю, как говорит Навальный с домашними, своей челядью и спонсорами. Но его фраза: «Сложно, чудовищно сложно» – прозвучала так чудовищно неестественно, что Стрелков впал в легкий ступор. Видимо, в тот момент он осознал, кому может достаться корона и какие беды это принесет России.

Кто же спорит, что война хуже мира, а летом лучше, чем зимой, но вопрос-то был не в этом. Готов ли ты сдать Донбасс, Леша? Видимо, готов, утверждая, что войну нам не потянуть. Хотя денег в стране море, а может быть и еще больше при грамотной экономической политике и эффективном Центробанке – добавлю я от себя.

Постепенно распаляясь, Навальный все чаще стал примерять на себя роль президента России, говоря об этом все более неестественно звучащим голосом.

Леша, дорогой, услышь себя, а не подхалимов из своего штаба. Когда ты окончательно рухнешь, они сдадут тебя как стеклотару, гарантирую. И станут верещать на каждом углу, как ты их унижал и «кидал» на деньги.

Далее последовал вопрос Стрелкову о сбитом боинге. Ну а что еще могут спросить русского офицера на «Дожде»? Игорь, как всегда спокойно и убедительно, ответил, что имеющимися у его подразделения средствами он никак не мог сбить боинг. Навальный крепился из последних сил, слушая этот ответ, но все-таки не выдержал и стал перебивать Стрелкова, однако безуспешно.

После этого Игорь Стрелков перешел в наступление, пробивая Алексея Навального в его самое слабое место – положение русского народа и судьба исторической России. Навальный «поплыл». Стала очевидной его неясная позиция по Донбассу, которую можно трактовать очень двойственно. Из его сумбурных фраз можно было лишь понять, что войну надо прекратить даже ценой сдачи этой территории Украине.

В завершении дискуссия, коснувшаяся русского вопроса, явно обострилась. Навальный обвинил Стрелкова в бездействии в период сдачи русских в Туркмении, Узбекистане и Чечне. Стрелков впервые проявил беспокойство. Но отвечая на эти огульные обвинения, он вернул Навального на землю, спросив, когда тот закончил ВУЗ? «Кажется, в 95-м», – ответил присмиревший «кандидат в Президенты».

Далее Стрелков обозначил свой путь добровольца и боевого русского офицера в Приднестровье, двух чеченских компаниях и на Донбассе. В завершении своего ответа Стрелков просто размазал Навального, сказав, что пришел на Донбасс «защищать право русского народа на самоопределение». Завершил он свой ответ утверждением, что Навальный если и отличается от Путина, то только в худшую сторону.

Ведущий задал Навальному вопрос о возможности судебного преследования Стрелкова, и такую возможность Навальный при многих «если» не исключил. Ну и как всегда в качестве «гарнира», апеллировал к решению суда. Знаем мы эти «независимые» суды, вроде пресловутой Гааги. «Независимых» судов, тем более европейских, не существует в природе. Как Хозяин скомандует, такой приговор и будет.

А теперь оцените следующую фразу Стрелкова: «Без полного воссоединения русского народа, возрождение страны будет невозможным». И еще: «Как можно, бросив треть русских людей за границей, строить новую Россию?» Сцепив ладони, Навальный молча смотрел вперед, нокаутированный стратегическим видением оппонента.

От ведущего Навальный получил вопрос о будущем глав ДНР и ЛНР и… Чечни. В ответе ритуально прозвучал Минск-2 и необходимость расследования убийства Немцова. Тут вмешался Стрелков, видя, что оппонент явно не в теме. Он заявил, что сдача Донбасса приведет к еще большим жертвам и потоку беженцев.

Неожиданно выяснилось их общее негативное отношение к руководителям ЛДНР, Путину и его окружению. Но этот фактор не является основой для их союза, так как видение будущего исторической России и русского народа у оппонентов диаметрально противоположное.

В заключение ведущий задал обоим вопрос об их брошенных сторонниках, особенно отбывающих наказания.

Навальный ответил в своем классическом стиле: слышали, знаем, сочувствуем, стараемся, но мало сил, полицейский режим, твиттер, адвокаты… В общем, отвалите вы со своими амбициями и самопиаром, лузеры. Звезда площадей и кумир миллионов – это Я. Попались – терпите. Не нравится – не участвуйте в протестах и сидите дома.

Стрелков ответил более прочувствованно, говорил о чести и долге, затронув личный материальный и статусный аспект. Такая информация всегда подкупает слушателей, ведь от Навального не дождешься инфы ни по «Кировлесу», ни по другим сомнительным делишкам. Кстати, а какова реальная з/п борца за счастье народное, может кто-нибудь скажет?

Оценив более сильную концовку оппонента, Навальный потребовал для себя заключительное слово.

Но лучше бы он этого не делал.

Ведущий дал оппонентам еще по две минуты на завершение. Игорь Стрелков выступил первым, дав исчерпывающую характеристику Алексею Навальному как псевдопатриоту и лженационалисту. А также обессмыслил его потуги побороть коррупцию при существующем олигархическом режиме. Тем самым, он лишил Навального электорально престижного звания русского националиста и патриота. И загнал его в либеральную резервацию, в одну компанию с прочими неудачниками, вроде Митрохина, Явлинского, Сванидзе, Гозмана, Хакамады, Яшина и прочих.

Глотнув воздуха перед финалом, Навальный вновь начал выразительно и патетично говорить об экономических трудностях России, приплюсовав к этому слова о русском народе. Выглядело все это театрально, с привычными постановочными жестами и интонациями.

Видимо, Леша насмотрелся американских видео-учебников по маркетингу. И, как и следовало ожидать, проиграл дебаты по итогам голосования среди слушателей «Дождя».

Какое у меня сложилось от всего этого впечатление? Очевидно, что Алексей Навальный не является публичным политиком и никогда им не был. Он для этого ремесла не подходит ни по своим речевым навыкам, ни по психотипу. Он не гибок, не умеет соглашаться и публично признавать ошибки. К тому же, не желает сменить американскую коммуникативную стратегию, которая в России вызывает юмор или отторжение.

Но на нынешнем российском политическом безрыбье даже такой персонаж сможет набрать некоторое количество голосов. Ведь Навальный – это классический кандидат «против всех». Он может стать успешным, только если Кремль опять подсунет обществу всем надоевших за пару десятилетий политиков-спойлеров. По этой же причине французы проголосовали за Макрона. Навальный – аналогичный типаж, почти копия французского Президента.

Однако никаким вождем и трибуном он не является, что даже видно по хлипким аплодисментам и слабому скандированию на митингах. Навальный – это политический продукт скучающего и брошенного всеми жителя мегаполиса, надежда демтусовки и антипутинского бомонда, кумир экзальтированных либеральных теток, выплюнутых ельцинских политологов и романтичных по возрасту студентов. Он – хоть какое-то лекарство от скукоты, хоть какой-то информационный повод для «махача» с Системой, хоть какая-то надежда на заказы для политконсультантов на пенсии.

Вместе с тем, деятельность Навального в ФБК, анализ и подача антикоррупционных материалов выглядят качественно. Можно сказать, что Навальный состоялся как эксперт. Содержание сайта действительно сделано профессионально и бронебойно. И если заменить Навального на какого-нибудь закадрового мужика с поставленным голосом, то эффект будет еще сильнее.

Но в публичной политике действуют другие законы: пустые фразы-«явлинскеры» однозначно погубят его политическую карьеру.

Эти дебаты еще раз показали, что Навальный не умеет быть убедительным, теплым, уверенным, великодушным, по крайней мере, публично. Он не умеет многозначительно лукавить, создавать загадочность и свойскость. Он не умеет и не хочет давать деньги, брать ответственность за судьбы соратников.

Победить на выборах с такими качествами невозможно.

Поверив в обещания кураторов и страстно желая решить свои финансовые проблемы на десятилетия вперед – а разве так бывает? – Навальный нацепил на себя несвойственную ему маску. Но показная твердость и механическая жестикуляция, «грозные» заявления и тыкания пальчиком абсолютно не соответствуют его заурядным физическим параметрам и жизненному опыту.

Для спонсоров Алексея Навального наступило время очень непростых решений.

 

Андрей Диков