• 29.03.2024 08:31

«Честь имею» – слова, отличающие благородного человека от общей массы. Некая сословная условность, предполагающая сохранение лица. Сохранить лицо очень важно для благородного человека. Кстати, именно по этой причине в средневековье благородное сословие не подвергалось физическим наказаниям и даже при вынесении смертного приговора было казнимо исключительно мечом, через «усекновение главы» (прочие же казни, такие как повешение или отрубание головы топором, считались оскорбительными). Оскорбление благородного человека равным ему было поводом для дуэли, а в тех случаях, когда дуэль была невозможна, являлось поводом пустить оскорблённому себе пулю в лоб (в японской традиции сделать «сеппуку»). Так же, как правило, поступали и господа, скомпрометировавшие себя в обществе. Позднее в подобных ситуациях стало принято подавать в отставку или пускаться в добровольное изгнание (когда не оставалось иной возможности «сохранить лицо»).

Сегодня, вне сословного общества, у нас с благородством стало совсем туго. Теперь большинство ответственных работников, которых можно с большой натяжкой сравнить с неким статусным классом современного общества, заботятся, как правило, не о сохранении лица, а прежде всего пекутся о прямо противоположной части своего дородного тела. Сегодня за правило сохранять в первую очередь седалищный нерв в максимально комфортных условиях как можно больший промежуток времени.

«Позор – не уксус, лица не кривит». Видимо этим правилом пользовался господин Черчесов, чьё тело буквально пришлось выкорчёвывать из руководящего кресла. На глазах у изумлённой Родины, после очередного сокрушительного провала сборной страны, он заявил, что всё отлично и лучшего не следует и ожидать!!! А ведь была же возможность подать в отставку, избежать всего этого позорища (не надо быть большим провидцем, чтобы предвидеть подобные последствия). Но нет, честь и вялое пинание круглого по плоскому, это не наш формат. Что можно требовать от сборной, когда её тренер не в состоянии адекватно оценить ситуацию и по мужски признать факт своего бессилия, после чего просто сложить с себя полномочия?

Вадим Шумель